понедельник, 26 мая 2014 г.

Когнитивная психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия



Когнитивно-поведенческая психотерапия, также  когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — общее понятие, описывающее направление   психотерапии, в основе которой лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т.п.) являются дисфункциональные, ошибочные и неадаптивные убеждения и установки.

Основой этого направления стали  Альберт Эллис  и  Аарон Бек, которые дали толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Впоследствии в данную методику были внедрены методы поведенческой терапии, что привело к её нынешнему наименованию.


Аарон Темкин Бек (18 июля 1921 года, Провиденс, США). 
Аарон родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи (нынешняя Украина). Первоначально получил психоаналитическую подготовку, но разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Если психоанализ объясняет невроз бессознательными факторами, поддающимися выявлению лишь с помощью психоаналитических толкований, то А. Бек в своей монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976) выдвинул принципиально новый подход к изучению и лечению эмоциональных нарушений: «Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациента».

Бек считал, что причины эмоциональных нарушений в ошибочных суждениях, которые их вызывают, они возникают помимо воли и при этом могут не осознаваться. Мы реагируем не на обстоятельства, а на то, что мы о них думаем. Цель терапии чтобы обнаружить и пересмотреть эти ошибочные суждения…. Намного позднее НЛПеры назовут это рефреймингом...

В 1994 году профессор Арон Бек и его дочь  Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии. Основная миссия этого института – разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Альберт Эллис (1913-2007). 
Американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии, подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных иррациональных верований. Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции. По примеру Аарона Бека, как и полагается конкуренту, создал и был президентом Института Альберта Эллиса (The Albert Ellis Institute). По версии журнала «New-York Times» в 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира после Карла Роджерса и Зигмунда Фрейда.

Альберт Эллис большую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем — как психоаналитик. Позже он, как и многие другие психотерапевты разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств — Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии и ведет частную практику.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

На сегодняшний день, впрочем, как и ранее называется данная терапия различными специалистами по-разному:

РЭТ (рационально-эмоциональная терапия),
РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование),
РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Если выделить квитэссенцию из всей теории, то  РЭПТ - это не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания жизненных проблем, со своими чувствами и поступками, также тренировка навыков мышления и рационального (адекватного) поведения.

РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться изменением поведения или обучением вместо закрепленного медицинского термина психотерапия.

Традиционное название "психотерапевтр" в данном случае более уместно заменять на "тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков". В наше время на визитках пишут  популярные формулировки: социо-тренер или социо-консультант...

Гипотеза РЭПТ заключается в том, что все проблемы людей являются результатом иррациональных верований, мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен» (Опять-таки НЛПеры позже назовут это «Модальными операторами») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности...

Основные базовые принципы работы терапии:
  • Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через свою сформированную призму верований.
  • Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени.
  • Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа»…

Модель АВС

Модель АВС - теоретическая модель связи мышления, поведения и эмоций человека. 
АВС - это сокращение от английских слов: Activating event, Belief, Consequences ("Активирующее событие, Убеждения, Последствия").
  • Любую ситуацию условно обозначают буквой – А
  • Реакцией на ситуацию (А), эмоции и поведение, обозначают буквой – С
  •  Автоматически возникающие мысли, убеждения и правила по которым живет человек – B

Психолог, работающий в рамках данного направления, составляет совместно с клиентом коллекцию его автоматических мыслей, возникших по поводу проблемной ситуации, с которой клиент обратился.

В процессе работы отрабатываются навык концентрировать внимание на своих автоматических мыслях. Происходит это таким образом. Психолог предлагает клиенту задание и просит после его выполнения подать незвуковой сигнал, например, поднять указательный палец. Просит его удобно сесть и зарыть глаза.

Расслабитесь и представьте как можно ярче, четче, подробнее беспокоящую ситуацию. Сфокусируйтесь на мыслях, которые автоматически приходят на ум или на зрительных образах к ситуации.

Затем просим открыть глаза и…
  • Назвать тревожащую ситуацию (А)
  • Назвать поведенческие и эмоциональные реакции на ситуацию (С)
  • Назвать все свои автоматические мысли, образы, которые пришли в голову (В)
После выявления автоматических мыслей у клиента, психолог знакомит его с видами иррациональных мыслей и просит сравнить свои автоматические мысли с полученными знаниями.

Возможные виды иррациональных мыслей:
  •  Восприятие ситуации в крайностях («Все или ничего»)
  •  Крайняя степень эмоциональной вовлеченности («Кошмар!», «Невыносимо»)
  •  Модальные операторы (должен, необходимо)
  •  Факсация на негативе
  •  Сверхобобщение
  •  Максимализм или минимализм в оценке
После с каждым выявленным типом иррациональных мыслей работает психолог, воздействуя на сознание клиента через логику и убеждения, а также при помощи других технологий (НЛП, ТА, Гипноз).

Данной моделью в основном пользуются при различных страхах, фобиях, деструктивных поведенческих реакций. Простота в использовании, при правильном истолковании психолога, позволяет клиенту самостоятельно проследить цепочку от события (стимула) до результата (реакции), впоследствии контролировать свои автоматические мысли. Данную технологию конкретно мы применяем как один из инструментов при работе со страхом публичных выступлений, без которых настоящий лидер своей жизни не может обойтись... 


(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/05/blog-post_26.html