пятница, 6 июня 2014 г.

Трансактный анализ


Трансактный анализ



Трансактный анализ (сокращенно обозначается ТА) – представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности.
Среди психологических подходов ТА уникален по глубине своей и широкому диапазону применения. Это теория личности. Модель, которая показывает, как психологически люди устроены внутри. Для этого используется модель эго-состояний.

ТА включает в себя и теорию коммуникаций, которая используется для анализа взаимодействия людей, анализа систем и организаций. Также ТА содержит теорию детского развития. Концепция сценария жизни объясняет, как в детстве происходит образование паттерных образцов нашего поведения. Так же ТА является теорией психопатологий.


  •         Теория личности
  •         Теория общения
  •         Теория детского развития

История ТА

В нашей стране ТА стал известен еще четверть века тому назад. Первая книга была переведена в 1973 году последователем Берна – Томасом Харисоном – «Ты ОК, Я ОК», в Новосибирске в «Самиздате» и пользовалась безумной популярностью. Продолжателем идей ТА стал новосибирский психотерапевт - Анатолий Донбрович. В последующем идеи самого Берна стали теряться, Донбрович несколько упростил модель и в последующем стал использовать как самостоятельные наработки.

В 1988 году справедливость восторжествовала, издательство «Прогресс» издало огромным тиражом книгу «Игры, в которые играют люди». Именно с этой книги начался бум популярной психологии в нашей стране. Люди, прочитав эту книгу, стали думать, что психология может быть очень интересной и понятной.

В Америке книга Берна вышла в 1964 году, но популярность как научной практики и направления пришла только после смерти Берна, в 1970 году.

О самом Берне.

Эрик Леннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 
10 мая 1910 - Канада / 15 июля 1970 - Канада) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного и сценарного анализа.



Родился в Монреале в 1910 году. Первые 20 лет своей жизни он прожил в Канаде. На становление личности Леонарда оказал огромное влияние его отец, он был известным практикующим врачом. В детстве маленький Берн использовал игры врач-больной, повторяя действия отца. Когда Эрику исполнилось 9 лет отец умер, что послужило огромной травмой (так пишут все биографы). На его плечи легла вся ответственность за семью (у него была еще младшая сестра). Мать Эрика Берна занималась литературным творчеством, писала и была редактором. Вообще первые труды Берна появились в 11 лет. В дальнейшем до самой смерти он занимался не только ТА, но и писал детские книжки, которые у нас так и не были переведены. Берн был отличным писателем, однако получил широкое признание лишь в психологии…

В 1935 году Берн заканчивает мед университет в Канаде, где когда-то учился его отец, после чего эмигрирует в США.  В дальнейшем в штатах Берн начинает свою карьеру практикующего психиатра, продолжая обучение психоанализу. В 1941 году начинается Вторая Мировая, Берн поступает на работу в армейский медицинский корпус в качестве психиатра. Именно там начинается его опыт групповой психотерапии. Ему было необходимо за короткие сроки определять пригодность солдат для несения службы. И именно тогда он стал задумываться о том, что психоанализ - это так долго... Невозможно понять за короткий промежуток времени пригоден ли солдат к несению службы. Тогда у Берна зародились первые сомнения - возможно идеям психоанализа можно найти какое-то другое применение. Первый опыт его групповой психотерапевтической работы произошел с солдатами, которые выпивали лосьоны для бритья (алкоголь было трудно достать, вот они и пили американский «тройной»). Берн был данным фактом крайне возмущен и решил собрать всех солдат и рассказать о токсичных действиях лосьонов и неминуемых последствиях на организм. Солдатам это мероприятие так понравилось, что они предложили ежедневно собираться и обсуждать разные темы. Там образом Эрик Берн получил официальное разрешение заниматься групповой психотерапией.

Когда Эрик Берн демобилизовался (кстати, в чине майора), он продолжил свое обучение и занялся собственным психоанализом. История умалчивает, у кого именно он проходил супервизию, но известно, что он ее так и не окончил. Причиной этому послужило то, что когда Берн проходил собственный психоанализ, он пребывал в процессе развода своего второго брака, а психоаналитик (его супервизор) запретил ему разводиться, пока тот не окончит курс терапии. На что Берн сказал: «Знаешь, это моя жизнь, я буду делать ее сам». Что интересно, Эрик Леннард Берн был женат 4 раза, но ни разу удачно...

Основные работы

С конца 40-х годов Берн начинает разрабатывать ряд методик связанных с интуицией. Результаты его экспериментов и теоритические построения отображены в цикле из шести статей с 1949-1962 г., журнал «Психиатрический ежеквартальник».  

В 50-е года складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.
В 1957 году Берн впервые выносит ее на суд публике на конференции Американской ассоциации групповой терапии.
В 1961 году выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии». Основной труд, в котором изложены его основные положения – все, что он осознал и к чему пришел за эти годы.
В 1963 году - «Структура и динамика организаций и групп».
В 1964 - «Игры, в которые играют люди».
В 1966 - «Принципы группового учения. Руководство для психотерапевта».
В 1970 - «Секс в человеческой любви».
В 1972 - «Что вы говорите после того, как сказали «Привет».


Области применения ТА


  •    Клиническая, психотерапевтическая.
  •    Образовательная (Не так давно шло обсуждение о внедрении ТА в школах). Сам Берн говорил что его теория должна быть понятна и 9-и летнему мальчику, для того чтобы с самого начала ребенок развивался в верном направлении - понимая как он устроен психологически и почему поступает именно так, а не иначе).
  •  Организационно область применения (Применяется в организациях, на основе тренингов управления и построения команды).



Философские положения ТА

«Все рождаются принцами и принцессами. Только жизнь их делает лягушками, - гласит известная метафора Берна. – Процесс излечения заключается в том, чтобы сбросить с себя шкуру лягушки и продолжить свое развитие как принца или принцессы».

-Все люди, безусловно, ОК

Все люди, безусловно, хорошие, нет плохих людей. Их поведение может не быть таковым, но человек от этого не меняется - остается хорошим. Можно сказать, что личностное развитие отклоняется от идеала в детском возрасте, когда ребенок старается просто биологически выжить и приспособиться к своему окружению.

-Все люди умеют думать.

Это наше определенное преимущество. Мы можем подумать, что что-то в нашей жизни не так и изменить это…

-Каждый человек может изменить свою будущую жизнь через изменение своих поступков, установок и чувств.   

-Каждый человек ответственен за свой выбор в жизни. Он сам определяет свою судьбу. Следовательно, сам может ее изменить.


Контрактный метод


ТА исключительно контрактный метод.

«Контракт – четко выраженная двухсторонняя приверженность строго определенному плану действий» Э. Берн.

Условия Клода Штайнера (один из последователей Э.Берна) при заключении контракта:

        Взаимное согласие.

   Адекватная компенсация (Материальное вознаграждение для терапевта, изменения для клиента).

   Компетентность (для терапевта).

   Законность.

И терапевт, и клиент несут взаимную ответственность за изменения, а контракт определяет долю ответственности каждой стороны. Клиент говорит о том, что он хочет изменить и что собирается делать для этого. Терапевт подтверждает свое желание и компетентность работать над этими целями и говорит о компенсации которую он бы хотел получить за свою работу. Награда клиента – выздоровление, изменения.

ТА является открытым методом. Это открытые коммуникации. И клиент, и терапевт имеют право на обладание полной информации о том, что происходит во время их совместной работы. Они используют простой, и понятный клинический язык. Все записи должны быть доступны для клиента. И терапевт имеет право знать все необходимую информацию о клиенте.


ТА Эго-состояний


«Эго-состояния – согласованная система чувств и переживаний непосредственно связанная с поведенческим типом», – Берн.

Все что происходит с человеком регистрируется мозгом, нервной тканью. Сюда включается весь детский опыт человека, восприятия, чувства, искаженные воспоминания. Форма хранения, некая видеозапись внутри нас...

Берн утверждал, что нами движут три эго-состояния.



Эго состояние ребенка (дитя). Содержание детского эго-состояния. Когда мы рождаемся мы беспомощны и очень зависимы от своих собственных родителей. Дети ничего не могут делать, у них есть только потребности (еда, сон, тепло, любовь, потребность в безопасности). Эго-состояние ребенка это весь детский опыт от 0 до 5 лет. Содержание эго-состояний, это совокупность влечений, которые естественны для ребенка, а также воспоминания о раннем детском опыте, реакции связанные с ним и позиции по отношению к себе и другим. Выражаются через древнее архаичное поведение типичное детскому возрасту (Хочу, дай, не буду, это мне не интересно).

Эго-состояние родителя. Совокупность поведения, мыслей и чувств, которые были скопированы у родителей или других родительских фигур.

Эго-состояние взрослого. Совокупность поведения, мыслей и чувств при непосредственном реагировании на ситуацию здесь и сейчас. Не является копией поведения родителей или родительских фигур и не проигрывается модель поведения из детства человека. В компетенцию взрослого входит умение отличать факты от фантазий, традиций, мнений и архаических чувств. Взрослый оценивает реальные события, сопоставляет их с прошлым опытом и теоритическими знаниями. Основная функция взрослого это тестирование реальности или способность различать психические образы и внешние объекты, фантазии и окружающий мир.

Ребенок и родитель - это прошлый опыт. Взрослый - это то, на что мы опираемся в реальности.

Берн говорил: «Здоровая личность, это постоянный диалог между тремя эго-состояниями. Внутри нас постоянно ведутся разговоры. Ребенок соперничает или сотрудничает с родителем, родитель «долбит» ребенка (ты так не должен поступать, иди учись, рожай детей, иди работай)».

Взрослый не опирается на свой какой-то травматический детский опыт и не использует неактуальный родительский опыт, он уже может отсортировать и осознавать то, что происходит в реальности.


Теория сценариев


Данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.
Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребенка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямопротивоположенно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере, поведение человека всё также зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий. Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге - «Что вы говорите после того, как сказали «Привет».




Трансактный анализ позволяет каждому человеку познать себя, свои поступки, поступки окружающих. Простая, но при этом эффективная теория,  становится незаменимым инструментом при взаимодействии с окружающими людьми. Мы регулярно проводим социально-психологические тренинги по транасактному анализу, при формировании команды, повышении компетентности в общении с подчиненными и коллегами, а также деловых переговорах. К теме сценариев, контракта и эго-состояний мы вернемся еще не раз, а сегодня, в завершении статьи,  мы бы хотели порекомендовать книгу Эрика Берна – «Игры, в которые играют люди». Именно она послужила толчком популяризации психологии в нашей стране, доказав что каждый может стать лидером своей жизни


Эрик Берн - Игры, в которые играют люди






Перед вами одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений. Система, разработанная Берном, призвана избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. В этой книге читатель найдет много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. По мнению автора, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, однако в зрелом возрасте она вполне может быть осознана и управляема человеком, если он этого захочет. 

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post_6.html