среда, 11 июня 2014 г.

Музыкотерапия

Музыкотерапия


Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Все мы знаем, каким образом музыка влияет на нашу с вами жизнь. Каждый человек, ежедневно слушает любимые мотивы по пути на работу, учебу, во время отдыха или спорта. В современном, динамичном обществе, у каждого в кармане лежит портативный плеер (или телефон) с достаточным объемом памяти и любимой подборкой исполнителей.

Музыка задает соответствующее настроение, позволяет скоротать время в пути или даже вводит в некий транс, в котором сконцентрировавшийся слушатель погружается в рефлексию. Просто понаблюдайте в автобусе, метро, как пассажиры задумчиво слушают в наушниках избранные треки. С помощью музыки можно войти не только в транс, но и эффективно разогнать или затормозить психику.  Спортсмены в тренажерных залах любят слушать металл (также Dubstep или что-либо схожее) – это придает им боевой настрой и обеспечивает приливом сил. В зонах отдыха, в основном,  для успокоения играет lounge. Для каждого контекста свой стиль. Правильно подобранная музыка, как метод саморегуляции психического состояния, с успехов применяется в терапии.


Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует многочисленный ряд понятий «музыкотерапии». Большинство психологов считает музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством нестандартной подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
  • Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.
  • Средство мобилизации творческих сил и оптимизации педагогико-воспитательной работы.
Композиторы, произведения которых, как правило, рекомендуются (по версии психологов) для музыкотерапии: К. Глюк, М. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен.

На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков.
Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.
Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным, напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации.
Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией.

После прослушивания происходит обсуждение возникающих воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Можно стимулировать активность клиента дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет близкого человека.

Кстати, а вы, часто слушаете классическую музыку? :) Нет? Думаете, скучно? А зря…



Психологи выявили, что классическая музыка развивает определенные лидерские навыки.
Классическая музыка, особенно крупная форма (опера, балет), произведения длительностью от сорока минут и более (когда вы обозреваете большие временные отрезки), в которых время от времени повторяется музыкальная тема - формируют стратегический тип мышления. Стоит отметить, что музыка, написанная для простых людей (попса например), это всегда очень короткое произведение (мелкая форма), легко воспроизводимое и ритмически, и мелодически. Такая музыка формирует тактическое мышление. Человек обозревает короткий промежуток времени. Один день своей жизни... А классика заставляет нас задумываться о более продолжительных промежутках жизни.


Свойство органной музыки стоит выделить особенно – слушатели буквально переносятся в космос… Прослушивание органной музыки в некоторых аспектах схоже с медитацией, где происходит концентрация и релаксация. В моменты транса активизируется правое полушарие мозга, что позволяет расширить восприятие себя и окружения.

На наших тренингах по лидерству, в качестве домашнего задания, мы даем определенный перечень обязательных к прослушиванию классических композиторов, ведь это непосредственно способствует формированию стратегического мышления. Уделяя всего по часу в день, человек приобретает не только хороший музыкальный вкус, но и навык адекватной оценки текущей ситуации и стратегического принятия решений.

Слушайте классическую музыку и становитесь лидерами своей жизни! 

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post_6429.html