воскресенье, 3 августа 2014 г.

Кинотерапия


Кинотерапия


Кинотерапия – это метод групповой терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога.

Наравне с библиотерапией метод является аналогично эффективным, и в некоторых случаях незаменим, особенно если человек не любит читать. 

Кинотерапия содержит фабулу, сюжет, музыкальное сопровождение и визуальный ряд, все это интенсивно действует на состояние человека благодаря взаимодействию с распространенными модальностями (визуал, аудиал). Также просмотр фильма менее утомителен и краткосрочен.

Кинотерапия требует гораздо меньше затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм идущий по ТВ, а можно взять диск напрокат или найти в интернете.

Первый этап кинотерапии – подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше фильм, который по времени не превышает 120 минут.

Следующий этап – просмотр фильма. Промежуток между просмотром и обсуждением не должен быть больше 20 минут.

Заключительный этап – обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что им запомнилось из фильма, вызвало впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощник, фиксирующий общие моменты для многих, и те, которые явились спорными.

Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным персонажам, анализируются чувства, мысли, реакции, вызвавшие у участников групповой терапии или тренинга, те или иные герои. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа (сопереживание) или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

Затем психолог обобщает все, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, возникшие во время просмотра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или не успешности работы группы.

Для кинотерапии психологи обычно советуют фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова.

Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма работы, ее можно использовать и как индивидуальную. В нашей практике мы иногда применяем данный вид терапии в связке с техникой «Генератор нового поведения», являющийся мощным инструментом в арсенале НЛП. Клиент может перенять эффективную модель поведения главного героя в определенных ситуациях, минуя привычные паттерны в своем поведении. Также кинотерапия – это своеобразный метафорический метод воздействия, особенно если перед просмотром расставить правильно акценты. Допустим, главный герой попадает в схожую ситуацию, и действует в точности как клиент, при этом получая негативный результат. Это как своеобразная машина времени, способная гипотетически показать к чему может привести данный жизненный сценарий.

В качестве примера, сегодня мы вам расскажем о замечательном фильме, который можно также использовать в качестве библиотерапии: «Легенда о пианисте».

Фильм снят по одноименному роману Александро Барикко  - 1900. Легенда о пианисте
.  







Герой фильма родился на тихоокеанском лайнере, огромном перевозчике иммигрантов, мечтающих начать свою жизнь заново в «бетонных джунглях» Нью-Йорка. Новорожденным младенцем он оставлен своей неизвестной матерью в кают-компании гигантского корабля и найден одним из матросов в картонной коробке из-под лимонов, оставленной на рояле. По дате рождения нашедший младенца чернокожий матрос нарекает ребёнка странным и длинным именем - Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й и становится ему и нянькой, и матерью, и первым учителем. Но трагическая гибель благородного матроса оставляет малыша один на один с суровой жизнью. Жизнью, в которой океанский лайнер - это весь его мир и родина, и колыбель, и профессиональное поприще. И единственно возможный Дом, который он в силу обстоятельств (вначале) и в силу внутреннего убеждения (в зрелости) так и не покинет. Океан, который он без счёта бороздит на этом лайнере от одного побережья до другого, понятен ему и близок, в отличие от тесных городских улиц и  привычного для других быта. 

Таинственным образом 1900-ый открывает в себе фантастические способности прирождённого пианиста, словно тот рояль, на котором нашли его, посвятил его в таинство музыки, живущей в недрах инструмента, и научил управлять своими клавишами так, что не знавшие годы напряжённых экзерсисов пальцы могли рождать бесконечное кружево чистейших звуков, моментально завораживающих изумлённых слушателей. Звуков, красота которых была так не похожа на реалии жизни века, ровесником которого довелось стать пианисту.

Перед его глазами прошли тысячи людей, мечтающих обрести новую родину и начать жизнь с чистого листа в шумном мегаполисе. Но у каждого что-то осталось позади. И это что-то порой не поддаётся забвению, мешая сделать последний, решающий шаг к новой, но неизвестной судьбе. Ведь в «бетонных джунглях» Нью-Йорка, в отличие от океанского простора, не видно края, а значит, и нет ориентира в этом запутанном и бесконечном лабиринте улиц. Какая из них та единственная, которую ты должен выбрать, ведущая тебя по пути долгожданного счастья? Только та, на которой ты встретишь любовь! 1900-й по воле судьбы знакомится с прекрасной девушкой, пассажиркой лайнера и она в один миг покоряет его сердце. О чем-то подобном он мог лишь только читать, в многочисленных любовных романах. С каждой минутой его чувство все крепчает, но к великой печали близится переломный момент. Корабль причаливает к берегу, и наступают вынужденные минуты расставания. Смахнув слезы разлуки, девушка оставляет скомканную записку с адресом ее дома, где она живет вместе с отцом, который имеет свой музыкальный магазин. Он должен, просто обязан навестить ее, когда в следующий раз причалит в нью-йоркском порту…


Но гениальный пианист 1900-ый так и не сможет покинуть последнюю ступеньку трапа. Каждая попытка сойти на землю и пойти навстречу своей судьбе из-за глубинного страха, обречена на провал. Там, где понятную и близкую ему линию горизонта скрыла армада нью-йоркских небоскрёбов - в их серой неприступности 1900-ый почувствовал скрытую угрозу и безысходность. Так и не ступив на землю, пианист, чья земная слава могла бы затмить сияние самых ярких музыкальных звёзд мира, навсегда останется на родном корабле, наедине со своим океаном музыки звуков, которой город так и не услышит. И только чудом уцелевшая пластинка с мелодией его любви, посвященной той самой, единственной, с которой он снова так никогда и не увидится, останется где-то в недрах лавки музыкального старьёвщика хрупким символом несбыточных надежд ушедшего века…

Декорации фильма, один единственный корабль на котором уместилась целая эпоха, целый мир. Удивительный мир музыки, дружбы, любви, страдания, проходящих перед глазами героев в течение многих лет. Это история гениального пианиста, родившегося и всю жизнь прожившего на корабле, где он прославился игрой на рояле. Повествование ведётся от лица его друга-трубача, игравшего с ним в оркестре.


С точки зрения психологии, фильм можно разобрать на многочисленные детали. Отличный пример того как формируются ценности и убеждения. Человек рождается и приобретает импринты, формирующие в дальнейшем его «ограниченное» мировоззрение. Он видит разных людей, он полноценная личность, мало в чем отличная в поведении от других, но до конца не понимающая их в определенных моментах. Даже внутренняя мотивация в форме любви, не заставила главного героя покинуть свою «зону психологического комфорта» и начать новый, более увлекательный и полноценный жизненный путь. Пример неадаптивной системы ценностей и убеждений.

«Родной дом — это корабль. Место рождения и место смерти. Нигде больше ты не нужен. Где родился — там и пригодился». Примерно подобная пресуппозиция главенствует в карте мира персонажа. К чему она может привести, мы можем гипотетически представить на примере данной истории. Отличная метафора для тех, кто хочет, но боится что-либо глобально поменять в своей жизни…
В будущем мы обязательно будем рассказывать нашим многочисленным читателям про хорошие и полезные с точки зрения психологии фильмы, применяемые в качестве кинотерапии.  

Смотрите только лучшие фильмы, которые заставляют вас глубоко задуматься, и становитесь лидерами своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/08/blog-post.html