вторник, 26 августа 2014 г.

Что такое ритуалы?


Что такое ритуал?



Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай.

Что такое ритуал? Радислав Гандапас приводит следующее определение: «это церемония, состоящая из набора действий, повторяющихся в определенной последовательности, в соответствии с заданным порядком». Ритуалы для того и создаются, чтобы их можно было легко воспроизводить бесконечное число раз. В ритуалах недопустимы непредсказуемые моменты и новые вариации. Допускаются мелкие отклонения, но, по большому счету, ритуальные действия всегда едины. И люди, воспроизводящие ритуал, строго контролируют правильность его исполнения.


Ритуалы многообразны, но в их содержании всегда есть некое общее зерно, некая составляющая. Как правило, это повторяемое, театрализованное, специально обставленное переживание определенного момента, имеющего особую важность для племени, народа или организации. Например, фрагмент из прошлого: рождение основателя, историческая победа, зарождение нации или религии. Или его смерть и возрождение. Также символически значимый этап жизни – посвящение. Сюда можно включить присвоение нового имени и выяснение своего предназначения. Ритуал – это игровое изображение того или иного момента, при котором участники берут на себя четко прописанные роли.

Ритуалы могут быть и импровизированными, и даже разовыми, но сохраняют при этом свой символизм. «Бывший министр обороны при Ельцине - Павел Грачев рассказывал, как закрепился ближний круг президента: «Когда Россия фактически получила свою независимость в августе 1991-го, после этих событий мы собрались у него и пошли в лес. Человек шесть-семь было. Борис Николаевич сам предложил: “Давайте брататься. Я вас в жизни никого не кину, и давайте клясться на крови”. Взяли нож, порезали друг другу руки и стали лизать кровь…» О подобной клятве поведал бывший охранник президента Александр Коржаков в своих мемуарах.

В чем заключается назначение ритуала? Безусловно, оно дает чувство единения. Это переживание объединяет людей на пути к сверхзадаче, которую перед ними ставят. Оно не дает человеку почувствовать свою инаковость, претендовать на особое положение. Ритуал констатирует однородность исполнителей. «Мы с тобою одной крови». Также закрепляет корпоративные или религиозные нормы. Когда человек находится в измененном состоянии сознания, под властью ритуала, ему трудно сопротивляться этим нормам, трудно ставить их под сомнение. Он принимает их и испытывает облегчение. Ритуал позволяет насаждать корпоративную и политическую идеологию, ощущение принадлежности к группе. Он закрепляет в сознании общие цели, открывает перед людьми понимание пути, принадлежности к истории. Соединяет для них прошлое и будущее.

Для примитивных племен ритуалы – это одна из главных форм совместного бытия. Ритуалы организуют и упорядочивают жизнь группы или племени. Они регулируют многие события и аспекты в жизни этих людей, от брачных отношений до сбора урожая. Ритуалы обеспечивают связь с богами, предками и иными потусторонними покровителями, а, в конечном счете – чувство безопасности и защищенности от внешних угроз.

Подобные  эффекты ритуала могут и сегодня играть значимую роль для отдельной организации (нации). Главный практический смысл ритуала в контексте лидерского влияния состоит в том, что ритуал приводит участников в нужное настроение, задает правильные ожидания. Он приучает людей совершать предписанные действия беспрекословно. Не задумываясь. Автоматически. Не раздумывая над смыслом и не пытаясь объяснить его себе. Туземцы, пляшущие на празднике урожая, хиппующие менеджеры, приехавшие на фестиваль «Горящий человек» в пустыне Невады, чтобы раздеться догола и расширить сознание под действием ЛСД, или молодожены, венчающиеся в церкви, не задаются вопросом, почему они так делают. Они пришли – и этого достаточно. Это-то и есть самое важное для лидера.

Ритуал снижает уровень интеллекта последователей лидера – или, во всяком случае, их умственную активность. Еще Гюстав Лебон заметил, что люди в своей высшей нервной деятельности отличаются друг от друга, но в части базовых мыслительных процессов практически идентичны. В толпе различия исчезают, а базовые процессы усиливаются ввиду их однонаправленности. «Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе, – писал Густов Лебон. – Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».

Ритуал практически всегда лишен рационального объяснения. Ритуал может быть смешон. Он может быть абсурден. Его форма может не выдерживать никакой критики. Последовательность ритуальных действий, на взгляд постороннего человека, может быть произвольной. Истинное предназначение и происхождение ритуала могут объяснить лишь антропологи и знатоки древних текстов. Но для людей, выполняющих ритуал, эти объяснения не будут иметь никакого практического смысла.

Многочисленные последователи лидера выполняют предписанные им ритуалы многократно и тщательно. Выполняя ритуальное действие, они живут в особом пространстве мифа со своими координатами и своей системой смыслов. Со своей игровой, мифологизированной целью, которую и преследуют участники ритуала.

Дело не только в автоматизме, но и в эмоциональном отклике, который вызывают ритуальные действия. Ритуал должен быть приятен для тех, кто его исполняет. Он может вызывать страх или дрожь, но при этом и радость предвкушения. Ожидание ритуала, подготовка к ритуалу всегда обставляется особым образом. Это тоже часть ритуала, обеспечивающая правильные ожидания участников, задающая правильные эмоции. Они должны хотеть совершать ритуал, ждать этого. Если ритуал лишается эмоциональной окраски и превращается в ненавистную рутину, он перестает работать. А авторитет лидера разрушается.

Под воздействием ритуалов, последователи (подчиненные) берут за правило именно такое, не предполагающее сомнений отношение к поступкам и распоряжениям руководителя. Таким образом, задача ритуала – поддерживать лидерство в актуальном состоянии. Ритуалы способствуют влиянию лидера на тот случай, когда ему понадобится что-то сделать, а чаще что-то потребовать.

Церковь, армия, секты, монашеские ордена – кузницы исполнительского мышления. Они с помощью догматики, тренировки и ритуалов насаждают образец поведения: быстро сделать, а уже потом задаваться вопросом: «Зачем?». Ну, или вообще не задаваться данным вопросом.

В современных структурах немало ритуалов, связанных с опасностью для жизни или подразумевающих такую опасность. Ритуалы посвящения в число верующих, воинов или членов братства проводят человека через смерть. Хотя обычно это столкновение со смертью – символическое.

В процессе посвящения в христианство центральную роль играет утопление и последующее «воскрешение», начало новой жизни. Принятие монашества предполагает «снятие головы» – пострижение. В иудаизме и мусульманстве новообращенные сталкиваются с обрезанием. В армии один из ритуалов посвящения в «деды» – символическое избиение пряжкой солдатского ремня. Моряки-подводники, проходящие инициацию, должны выпить забортной воды и коснуться лбом качающейся под потолком кувалды. Риск для жизни немалый, если не усвоить простые правила поведения во время ритуала.

Ритуалы обязательно предполагают выдержку и стойкость. Подростки, проходящие инициацию, обязаны вести себя мужественно. Во время обряда нельзя дергаться, кричать от боли, даже стонать. Отступление от этих правил строго карается. Во время исполнения ритуалов недопустимо смеяться, выказывать свое неуважение или пренебрежение к происходящему. Нельзя зевать, расслабляться. Все это может разрушить созданную атмосферу, паттерны, контекст.

Не все ритуалы придумываются лидерами. Многие из них существуют десятки лет, и сейчас уже совершенно невозможно определить, кто же придумал их проводить. Лидер может просто опереться на уже существующий ритуал. Это особенно уместно в тех случаях, когда лидер провозглашает, что получил свою власть и влияние свыше. Если лидер «послан сверху» богами, то естественно, что он подкрепляет свое влияние ритуалом, также данным богами.

Руководствуясь этой логикой, лидеры крупных церквей превозносят и воспевают традиционные порядки. Президенты стран, где имеет место конкурентная политика, апеллируют к устоявшейся демократической процедуре или к независимости суда. Руководители компаний, основанных легендарными личностями, отсылают всех сомневающихся к идеалам основателя и ритуалам, которые тот сочинил и утвердил. Так сложилось веками и новым умам не постигнуть сей догмат.

Яркие, энергичные личности стремятся создавать собственные ритуалы, иногда переписывая под себя версии существующих. Ритуал собственного изобретения заметно усиливает лидерское влияние. Его участники не забывают, кого они чтут своими действиями, кто подарил им эту радость причастности и вовлеченности.

Нужно отметить при этом, что сам создатель ритуала соблюдает определенную дистанцию между собой и людьми. Лидер может присутствовать на этом действе (хотя и это вовсе не обязательно). Он может играть роль божества, которому поклоняются в этом ритуале, и распорядителя, отправляющего ритуал.

Но он ни в коем случае не участвует в ритуале наравне с рядовыми адептами или последователями! Он дистанцируется от организационных вопросов и мелочей. Посмотрите на священника во время литургии или главнокомандующего во время парада. В их поведении, в манере держать себя вы с легкостью найдете множество отличий от поведения прихожан или рядовых солдат. Лидер специально «отодвигается» в сторону, держась отстраненно. Это позволяет подчиненным возможность самим выработать решение в соответствии с правилами ритуала.

В итоге жизнеспособность ритуала определяет уже не лидер, а подчиненные. Исполнители сами его воспроизводят, все больше усложняя с каждым годом. При этом следя, чтобы новички выполняли все предписанные правила.

Для того чтобы разрушить ритуал, нужно просто проанализировав, разобрать все составляющие и задать самый главный вопрос – Зачем? В повседневной жизни люди не задумываясь, исполняют огромное количество ритуалов, порой деструктивно влияющих на жизнь. «Зачем?» и «Кому это выгодно?», - отличные контрольные вопросы для выявления скрытого воздействия. Лидер своей жизни создает собственные ритуалы для себя и других, а не исполняет чужие. Старайтесь в нужный момент, перед исполнением, какого-либо повседневного ритуала, сделать паузу и задуматься. Именно так поступают лидеры своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/08/blog-post_26.html